Поп-культура постоянно меняется; в отношении персонажей можно сказать, что развитие идет от простого к сложному. Оппозиция плохой/хороший уже не интересна современному потребителю, ему нужны миры Джорджа Мартина или Анджея Сапковского, где злодейское и героическое переплетены в такой тугой клубок, что его не распутать самому вдумчивому моралисту.
Отправляясь в кино, зритель со скукой взирает на правильного Тора и его отца Одина, зато лицо его сразу преображается, стоит в кадре появиться неоднозначному, но обаятельному Локи. И думается, дело тут не в мастерстве актеров, а в определенной и набирающей все большую силу тенденции.
Причем соответствовать ей стараются не только популярные беллетристы и голливудские сценаристы; работают, активно смешивая черную и белую краску, также и создатели компьютерных игр.
Достаточно бросить беглый взгляд на хиты пары последних десятилетий, чтобы заметить показательное явление. Героев, которые руководствуются в своих поступках сомнительными моральными ориентирами, никак не меньше тех, что действуют согласно освященной веками этической традиции.
Особенно это заметно в RPG, так как этот жанр позволяет выбрать любого персонажа и по собственному желанию варьировать модус его действий. Например, поклонники триптиха Fable получают возможность сеять хаос в сказочном королевстве, развлекаться немотивированным мордобоем и активно использовать матерные выражения.
В хите Fallout 3 игрок может совмещать с моральной точки зрения несовместимое – поначалу, исполняя волю голубых кровей эксцентрика Тенпенни взорвать ядерной бомбой город, а потом, чтобы найти отца, взять курс на Столичную пустошь, между делом вызволяя из беды котят.
В Dungeons and Dragons, в Baldur's Gate и Icewind Dale, всегда можно поиграть за вора, забираясь в карманы к богачам, а такой любимец публики как воин Кратос из Gods of War, по ходу действия проливает галлоны, нет, реки крови и пусть мотивы его жестоких поступков отчасти понятны, ведь он мстит врагам за поломанную жизнь, многие убийства порой совершенно аморальны.
Или другой известный персонаж Агент 47 из франшизы Hitman. С одной стороны, он как профессиональный убийца, работающий по контракту, ликвидирует главным образом террористов и крупных преступников, а с другой – многие игроки понимают, что часть его жизни, оставшаяся за кадром, вполне может содержать и более неблаговидные действия.
Причем, бывает, героем популярных компьютерных игр оказывается вовсе не убийца, а настоящий романтик, смысл существования которого заключен в любви. Под такое описание подпадает Эдвард Стабблфилд из Stubbs the Zombie. Мотивом его поступков является бескорыстная любовь к женщине, однако движимый этой страстью, зомби Стаббс рушит целый район в американском городе и пирует человеческими мозгами.
Казалось бы, здесь большинство геймеров должны отвернуться в сторону, выключить свой компьютер/приставку и забыть навсегда про этого морального урода, но происходит обратное. Игра получает культовый статус, а пламенный зомби становится народным любимцем.
Как и парочка харизматиков Кейн и Линч из одноименной криминальной дилогии. В особом представлении эти двое не нуждаются, так как большинство неравнодушных к виртуальному миру людей, наверняка, уже управляла этими подонками, беспрерывно нажимая на курок и ложа направо и налево приставучих полицейских и прочих правоохранителей.
Да, Кейн и Линч плохие, так как они грабят, убивают и берут в заложники, но в то же время, Кейн и Линч хорошие, поскольку им присущи такие уважаемые всеми качества как помощь ближним, самопожертвование, а также специфические, но крепкие узы дружбы.
Можно перенестись в прошлое и рассмотреть другого неоднозначного персонажа, героя цикла Bard's Tale, по имени, понятное дело, Бард.
Этот молодой человек нравится игрокам, ведь в своем сказочном мире он всегда готов прийти на помощь попавшему в беду путнику или сделать доброе дело помасштабней, например, защитить мир от демона. Однако миляга Бард имеет и недостатки. Он не только ленив и болтлив, но также в силу своей безалаберности, готов пособить в побеге опасному преступнику или натравить на город лошадь-зомби. Тем не менее, на вкус геймеров Бард все рано остается героем.
Не лишне здесь упомянуть и другого культового персонажа компьютерных игр, – Ведьмака. Все кто играл в этот международный хит от компании CD Projekt RED, знают, что в основу его положены романы польского беллетриста Анджея Сапковского. Этот автор славится отнюдь не стилистическими изысками, а тем, что в персонажах его, – как в героях, так и злодеях, – перемешано и плохое и хорошее. В этой сложной колористической технике выполнен и образ центрального героя; не случайно среди многочисленных прозвищ Геральта из Ривии есть и красноречивое – Мясник из Блавикена.
Объясняется оно тем, что в течение своей длительной, насыщенной событиями карьеры, ведьмак делал всякое. Например, мог растрогаться рассказом призрака и вместо того, чтобы выполнить задание, как просил его заказчик, наоборот, направить злобного духа, чтобы тот расправился… с заказчиком. И это только крупные прегрешения; есть у ведьмака проступки и поменьше: пристрастие к кровососущим женщинам легкого поведения, циничное использование собственных друзей как наживки для приманивания чудовищ, помощь криминальным эльфийским группировкам.
Конечно, режим RPG позволяет идти светлой дорогой добродетели, однако многие игроки, управляющие Геральтом, не отказывают себе в удовольствии свернуть на темную тропку злодейства.
Порой случается и парадоксальная ситуация, когда персонаж, имеющий все признаки плохого парня, волей исторического детерминизма делает добро. Темный Властелин из известной дилогии Overlord именно такой: сквозь прорези шлема блестят злобные глаза, рядом всегда толпится компания страшных миньонов.
Казалось бы, этот персонаж отродясь способен только сеять зубья дракона, но вот сценарист игры делает любопытный ход, и устраивает в виртуальном мире Overlord кризис – хоббиты уничтожают запасы пищи, эльфы в лесах становятся неуправляемыми. И тут жесткая длань Темного Властелина приходится весьма кстати – клином вышибают клин, с огнем борются огнем.
Перенесемся в другое время и эстетическое измерение и вспомним один из самых популярных поджанров компьютерных игр, так называемый криминальный экшн, где персонаж получает почти неограниченную свободу и действует в открытом мире. Флагманом здесь по праву считается серия игр Grand Theft Auto, произведшая в свое время эффект разорвавшейся бомбы. Судя по объемам продаж игр серии, а также некоторых клонов, главные герои этих криминальных боевиков пользуются почти безграничной любовью геймеров.
Вместе с тем, многие как будто забывают, что герои эти, по факту – злодеи, так как все они действуют по ту сторону закона.
Вот Кирю Кадзума, персонаж нашумевшей Yakuza, уделяет свою любовь и внимание сироте, и как тут не проникнуться к нему симпатией, но вот тот же Кадзума, приходит на район, чтобы собрать деньги или «дань», то есть совершает преступление и надо обладать очень ограниченным воображением, чтобы не понять – в реальной жизни иметь дело с таким парнем будет очень неприятно.
И опять же, есть примеры злодеев, которые ставят перед собой необходимые и даже благородные цели.
К ним можно отнести талантливого стратега Кейна из игр Command & Conquer. Этот неравнодушный мужчина устал смотреть на то, как жители отравленной ядовитым минералом земли, страдают и умирают; чтобы исправить гибельную ситуацию он решил встать во главе оппозиционного движения, однако методы борьбы, к которым прибегает Кейн – война и терроризм – не делают ему чести и, в конце концов, оборачиваются новой кровью и разрушением.
Бывает также, что восприятия самого настоящего злодея меняется, стоит игроку узнать его предысторию. Например, Альма Вейд из F.E.A.R., как и положено антагонисту мрачного фантастического триллера, пролила немало крови и слез, что делает ее, безусловно, плохой девочкой.
Однако игрок узнает, что в детстве Альма обладала мощными телепатическими способностями, а отец-ученый ставил на ней опыты, пока не замучил до смерти, – и к чувству отторжения начинает примешиваться изрядная доля сострадания.
Можно и дальше приводить примеры, но и того что есть достаточно, чтобы сделать выводы. Гений и злодейство, как писал любимый нашим народом классик, две вещи несовместные, но идут годы, и приходится убеждаться в обратном. Поп-культура – кино, литература, компьютерные игры – желая потрафить потребителю, все чаще выводит на сцену сложносочиненных персонажей.
Плохое и хорошее, таким образом, не более чем слова, истинная же суть находится где-то посередине между ангелом и бесом, и состоит из тысячи оттенков. Конечно, до сих пор есть немало потребителей, которым необходим традиционный, романтический мир, где рыцарь на белом коне скачет через темный лес, чтобы убить дракона и разбудить поцелуем заколдованную невесту. Однако большинство геймеров желает окунуться в иной мир, работающий по другим сюжетным схемам; они хотят влезть в шкуру ведьмака, Кейна, Линча, Нико Беллика и почувствовать захватывающую пульсацию подлинной жизни.